суббота, 11 июня 2016 г.

Адиабенские мученицы Фекла, Мариамна, Марфа, Мария и Еннафа.

фекла.jpg  
Мученица Фекла Персидская. Современная икона.

Эти святые девы жили в персидском селении Кашаз во времена преследований Шапура II (ок. 347). Они посвятили себя Богу под духовным руководством священника по имени Павел. Все имущество девы передали своему духовнику, поэтому он стал обладателем больших богатств и обширных земель. Обвиненный в исповедании христианства перед верховным жрецом Нарсе-Тамшапуром, Павел был арестован. Солдаты конфисковали все найденное у него имущество. Были также схвачены и пять его учениц. В кандалах их привели в селение Хазза, рядом с Арбелой*. Первым перед Тамшапуром предстал Павел. Жрец пообещал вернуть все его имущество, если он поклонится солнцу и выпьет идоложертвенной крови. Сын погибели, любивший золото больше, чем Христа, священник сделал все, что ему приказали. Тогда Тамшапур, желавший во что бы то ни стало присвоить себе его богатство, придумал нечто другое. Он сказал, что исполнит обещание, только если Павел уговорит пятерых дев поклониться солнцу и вступить в брак. Когда Павел рассказал о своем вероотступничестве ученицам и предложил последовать его примеру, они выказали ему величайшее презрение, назвав новым Иудой. Девы были переданы мучителям, и каждая из них получила сто ударов кнутом. Несмотря на это они с еще большей ревностью исповедали веру во Христа. Тамшапур осудил их на смерть и, повторяя Павлу свои обещания, повелел ему убить учениц собственными руками, надеясь, что тот откажется и это будет поводом забрать себе богатства. Однако сребролюбие уже сделало сердце священника тверже и бесчувственнее камня. Он взял меч и убил Феклу, Мариамну, Марфу, Марию и Еннафу, успевших сказать ему такие слова: «Несчастный пастырь, ставший губительным волком из-за любви к деньгам! Это ли мирная жертва, которую мы получили из твоих рук? Это ли Животворящая Кровь, которую ты нам давал? Но твой меч приносит нам вечную жизнь и славу. Мы идем ко Христу, нашему богатству и сокровищу, а ты не получишь имущества, которого ищешь, и скоро тебя, как безумного богача из Евангелия, постигнет суд Божий» (ср.: Лк. 12: 20). Действительно, в тот же вечер Тамшапур приказал задушить Павла в тюрьме и завладел его богатствами[1]. Память их отмечается 9 июня старого стиля / 22 июня нового стиля. [1] Составлено по сирийскому «Мученичеству» этих святых дев.  





Мои пять копеек. 

Сведения о мученичестве этих святых девушек содержится в сборнике житий мучеников, именуемом "Адиабенские мученики" (на латыни Passionarium Adiabense), который собрал святой Марута епископ Тикрита. Сборник переведён с сирийского на немецкий и французские языки. 

См. например такую литературу: Oskar Braun, Ausgewählte Akten persischer Märtyrer, Munich, 1915 P. Peeters, "Le "Passionaire d'Adiabene"," Analecta Bollandiana 43 (1925) страницы 261-304 

Моё примечание: * Адиабена - историческая область в Месопотамии со столицей в городе Арбела (современный Эрбиль - столица иракского Курдистана). Некогда восточная часть Ассирийской империи, основное население которой составляли ассирийцы. 

См. например у Плиния Старшего: земля за Арменией — Адиабена, прежде называвшаяся Ассирией "Естественная история" XIII.66. 

Если вы посмотрите на карту, то увидите, что Адиабена располагалась как раз на территории нынешнего "ассирийского треугольника" (образованного реками Тигр и Большой Заб) - области компактного проживания ассирийцев в Ираке.
 Адиабена_Империя_Тиграна_Великиого.jpg 

В первые века нашей эры существовало ассирийское государство Адиабена, правители которой были известны тем, что обратились из ашуризма в иудаизм и ревностно помогали своим еврейским собратьям в борьбе с римской империей. Об этом у меня был рассказ в посте Адиабениты - предки курдских евреев. Предположительно именно в Адиабене зародился этноним "сирийцы", производный от "ассирийцы" (путём отбрасывания первой буквы алеф, подробнее смотрите здесь)

Комментариев нет:

Отправить комментарий